Экспорт грузов из Молдовы в январе-сентябре 2011 года составил 1549,7 млн. долларов, что на 56,9% больше, чем год назад. 50,0% от общего объема экспорта грузов пришлось на страны ЕС, 40,4% — на долю стран СНГ. За тот же период в Молдову было импортировано грузов на сумму 3693,8 млн. долларов, что на 40,1% больше, чем за аналогичный период 2010 года. Пропорциональное соотношение опять в пользу стран ЕС — 44,5% от общего объема импорта, против 32,3% — импорт из стран СНГ.
Выводы, которые можно сделать из данной статистики, следующие:
— в Молдове наблюдается постепенное восстановление грузооборота на докризисный уровень;
— в перевозке грузов направление ЕС, имеет небольшое преимущество по сравнению со странами СНГ.
Обе темы имеют общие точки соприкосновения, и касаются перспектив дальнейшего развития рынка международных грузоперевозок, непосредственно его участников – транспортно-экспедиционных компаний, осуществляющих доставку грузов между Молдовой, Украиной, Россией, странами СНГ и ЕС.
Известно, что приоритетным курсом властей Молдовы значится всестороннее развитие отношений с ЕС, в торговом плане – в первую очередь. Однако нужно отдавать отчет, что реальных качественных сдвигов в этом направлении вряд ли стоит ожидать в ближайшем будущем — Молдове не светит даже ассоциированное членство в ЕС. Молдова также не является участником Европейской ассоциации свободной торговли. Сегодняшний доступ на европейский рынок товаров, скорее всего, является пределом и это нужно воспринимать адекватно.
Другими словами: перевозчики будут иметь стабильный процент заказов на доставку грузов из/в страны ЕС и завтра и послезавтра, но будут ли существенно увеличиваться объемы грузоперевозок в этом направлении? Единичные частные заказы на перевозку грузов из и в ЕС – это хорошо, но как же без реальной поддержки транспортного сектора на межгосударственном уровне: устранении барьеров, упразднении таможенных пошлин? Все обещания Еврокомиссии о более тесном торговом сотрудничестве между ЕС и Молдовой так и остаются разговорами. С другой стороны, вспомним о странах-лидерах во взаимном грузообороте с Молдовой – Украине и России, на долю которых приходится абсолютное большинство экспортно-импортных операций, в том числе таких грузов, как вино и винодельческая продукция, сельскохозяйственные и пищевые продукты, составляющие основную статью экспорта Молдовы.
Традиционные партнеры наряду с другими странами СНГ, пускай, и уступают в данный момент странам ЕС в статистических показателях, но имеют реальный потенциал к наращиваю темпов торговли, и улучшению условий перевозок грузов между собой. Фактическое подтверждение тому – подписание договора о создании Зоны свободной торговли между странами СНГ, механизмы которой должны быть запущены в 2012г.
Для грузовладельцев, экспедиторов и перевозчиков – это реальный сигнал обратить свое внимание на это направление, поскольку упразднение тарифных барьеров, таможенных пошлин на отдельные категории грузов послужат стимулом для активной покупки/продажи товаров именно в странах СНГ.
Пример тому – Таможенный Союз России, Беларуси и Казахстана, в рамках которого были достигнуты определенные договоренности в сфере грузоперевозок и торговли, призванные оптимизировать условия для экспедиторов и перевозчиков. Первые итоги, реальные сдвиги и преимущества, уже совсем скоро можно будет оценить.
О реальных предпосылках либерализации рынка международных грузоперевозок между странами СНГ, перспективах Молдовы, Украины и России в рамках Зоны Свободной Торговли, читайте в наших следующих материалах на сайте.
Источник: