Хитрейший титул в «Ф-1» – благодаря кетчупу и сгонке веса. Основной конкурент психологически сдался еще до первой гонки — pittopit.ru

Рикардо Патрезе почитать Уильямс интервью Найджел Мэнселл техника ретро Эдриан Ньюи Авто

Вот так стают чемпионами даже со сломанной ступней.

Фаворит сезона-1992 навечно остается в истории «Формулы-1» одним из самых доминирующих в истории: «Уильямс» вез всем соперникам по секунде с круга, Найджел Мэнселл выиграл 5 Гран-при на старте сезона, 9 из 16 в общем и оформил титул фактически с двойным отрывом от напарника – Рикардо Патрезе. За год британская команда собрала 10 побед и оформила Кубок конструкторов.

Но наряду с массивным выступлением Найджела не особо приметны результаты Патрезе – итальянец выиграл только одну гонку (предпоследний шаг чемпионата), и почаще всего финишировал вторым (6 таковых подиумов в первой половине сезона). При рекордном преимуществе болида «Уильямса» Патрезе ухитрялся проигрывать напарнику по той же секунде в квалификации и даже близко не подошел к борьбе за титул.

Естественно, Найджел – очень мощный гонщик и практически всю карьеру в «Ф-1» котировался на уровне топов, но у него были и слабенькие места (большая масса, низкая выносливость и любовь к весьма рискованным маневрам). Тем не наименее, Патрезе не составил ему совершенно никакой конкуренции – и причина кроется не только лишь в выступлении на треке. По сути Мэнселл психологически уничтожил итальянца еще до старта сезона – от ментального удара Рикардо не оправился и ушел из «Уильямса» опосля 5 совместных сезонов.

Как Биг Найджу это удалось? В деле замешаны хитрые интриги, кетчуп и брутальную сгонку веса и воды.

Мировоззрение Эдриана Ньюи: кетчуп, трюк со взвешиванием и огромное количество подстав от Мэнселла

Эдриан Ньюи – один из величайших инженеров в истории «Формулы-1», поучаствовавший в разработке огромного количества победных болидов – его машинки суммарно собирали 20 чемпионских титулов. Сезон-92 стал вторым в его карьере в составе «Уильямса» – к тому моменту Ньюи довольно близко познакомился с обоими гонщиками, исследовал их нравы, требования и слабенькие стороны. Также его навряд ли можно заподозрить в предвзятости по отношению к одному из пилотов – так что рассказанную историю в книжке «Как выстроить машинку «Формулы-1» можно считать заслуживающей доверия.

Что все-таки Ньюи сказал?

«На старте сезона-1992-м ФИА объявила о неотклонимом взвешивании гонщиков. Рикардо повсевременно агрессивно тренился, а в противовес ему Найджел никогда не воспринимал спорт и диеты (Диета — совокупность правил употребления пищи человеком) серьезно. И в том году перед тестами на «Поль-Рикаре» мы все пошли в роскошный рыбный ресторан, и Найджел заказал кетчуп к блюду.

Официант лишь вскользь на него посмотрел: «А, месье, вы таковой забавнй».

«Ну, спасибо для вас огромное, – дал ответ Найджел, и, когда официант уже собирался уходить, добавил: «Так где мой томатный кетчуп?»

«Месье, серьезно?»

«Да, серьезно!»

Официант развернулся и влетел на кухню. Все было как в скетче из «Монти Пайтон»: все, что мы слышали оттуда – возмущенные голоса галлов.

Дверь кухни открылась, и из нее вышагал шеф-повар с большой бутылкой томатного кетчупа, которую он открыл над тарелкой Найджела – и утопил в кетчупе его блюдо. Его красноватое лицо чуток не взрывалось от презрения.

«Спасибо для вас огромное!» – засиял Найджел собственной фирменной ухмылкой.

В этом и заключалось его отношение к диете – в кетчупной миниатюре. Естественно, все ждали, что Рикардо окажется легче на взвешивании, ведь он тренился в зале в особенности интенсивно всю зиму.

Необходимо отметить, что нигде в «Формуле-1» не бывает конкуренции жестче, чем меж товарищами по команде. Так как они оба управляют схожими машинками, их противоборство оказывается единственным связанным только с мастерством пилотажа. И никогда еще ситуация не оказывалась так же ярко выраженной, как противоборство меж Найджелом и Риккардо в 92-м. Опосля предсезонки мы знали, что выстроили очень сильную машинку, и поэтому у нас оказался неплохой шанс на титулы.

И для того, чтоб оформить немедленную психическую победу над Рикардо, Найджел сконцентрировался на идее стать легче. Он содрал всю подкладку с запасного шлема и башмак, агрессивно обезвожил себя и день ничего не ел – и когда подошел момент взвешивания, оказался на полкило легче Патрезе.

Весело, как пилоты попадают друг дружке в головы. Тот вариант реально подорвал Рикардо мозг (центральный отдел нервной системы животных, обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков). Он весьма гордился сброшенным за зиму весом и суперформой. Проиграть жующему бургеры Найджелу – истинное психологическое ликвидирование.

А еще у Найджела была иная стратегия – но она показала себя уже позднее. Все команды опосля гоночных сессий проводят брифинги с пилотами и инженерами. Гонщики говорят о чувствах от маневренности машинки, а инженеры – о использованных настройках. Так собираются отзывы о свойствах машинки и самых действенных установках – ценная информация для развития болида.

Но Найджел и его инженер Дэвид Браун запустили традицию 2-ух брифингов. На официальном Найджел гласил что угодно – только бы навести команду Рикардо по неверному пути, а позже уже вкупе с Дэвидом устраивал настоящий брифинг.

То же самое с опциями дорожного просвета. Их данные не записывались в логгере, и когда Найджел завершал отрезок на трассе и ворачивался в боксы – постоянно увеличивал просвет. Обыкновенной практикой числилось (и остается) скопировать установки наиболее резвой машинки, а Рикардо практически всегда оказывался медлительнее – и поэтому получал освеженные опции Найджела. Вот лишь они были неправильными! Таковая стратегия в один прекрасный момент сыграла злую шуточку с Найджелом: он понизил просвет очень очень, и ему приходилось вылавливать машинку на кочковатых зонах торможения.

Очередной смешной инцидент случился в Монце. «Найджел, почему ты так резвее Риккардо в шикане?» – задал вопрос технический директор команды Патрик Хэд.

«Ну, это весьма просто, – отрапортовал Найджел. – Я делаю вот что: когда приближаюсь к поребрику, то прижимаю руки к внутренней стороне шасси, чтоб руль не отбросило вспять, и поэтому держу наиболее ровненькую линию движения».

Патрик унес информацию в боксы Рикардо и произнес: «Для тебя необходимо просто придавить костяшки пальцев к кокпиту!»

Патрезе был согласен на что угодно и послушливо попробовал – возвратился три круга спустя с кровью (внутренней средой организма), сочившейся из-под перчаток. Он просто содрал кожу на суставах.

Еще одна глумливая фишка – когда Найджел лидировал, он начинал напевать всякую ересь по радио. «Шалтай-болтай посиживал на стенке…» Веселил себя. И в один прекрасный момент он вдруг умолк, а позже обидно произнес: «Я проиграю».

«Почему?»

«Зеркало отлетело. А это нехорошая примета – разбитое зеркало».

«Рикардо просто не мог поверить весам, – вспомянул позже Ньюи момент взвешивания снова. – Его это реально уничтожило. Забавно, какие мелочи время от времени могут заморочить пилотам головы. Итальянские пилоты совершенно достаточно хрупкие в смысле психической подготовки.

Он просто не мог ментально совладать с конфигурацией баланса и просвета машинки с активной подвеской в повороте. Он снимал ногу с педали акселератора. Найджел – иной, он будто бы был сотворен для таковой машинки. У него хватало убежденности внутри себя газовать в повороте и далее. И он никогда не развернулся!

Плюс – большущая физическая сила. Найджел мог затаскивать машинку в поворот таковым образом, на который Рикардо просто не хватало. Найджел весьма недооценен».

Рассказ Мэнселла: сломанная ступня, огромное количество занятий, взрыв мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека) напарнику на взвешивании благодаря интенсивной сгонке

Как сказал сам фаворит 1992-го, перед стартом сезона его неувязка заключалась не только лишь в излишнем весе – правда, историю с кетчупом он не упоминает.

«Сезон-1991 закончился дождевой гонкой в Австралии – я разбился, но ее окончили красноватыми флагами, и поэтому я все равно остался на 2-ой позиции. Правда, моя левая ступня оказалась вполне уничтоженной. Мне собирались ее оперировать, но я задал вопрос, сколько займет реабилитация. «Три месяца», – произнесли мне. «Моя нога в порядке», – дал ответ я, хотя некие обломанные кости слегка выпирали сбоку, и я мог их ощущать через кожу. И мне пришлось весь 1992-й гонять со сломанной ступней. Это незапятнанная правда. Ее лишь усилили каркасом из углеволокна, и мне не пришлось давить на педаль нездоровым местом.

Еще я весьма много тренился. Похудел посильнее, чем когда-либо в жизни, поэтому что нюхом ощущал фуррор. Уже в конце 91-го у нас была конкурентоспособная машинка, так что крайнее, что я желал – увязнуть в поликлинике с большущим сроком восстановления. Мне пришлось много внимания уделить собственному весу. В то время машинки и гонщики взвешивались вкупе, и вспомяните, какими были мои соперники – Ален Прост, Айртон Сенна, Нельсон Пике… Они весили, наверняка, кг 30! Мало легче, чем был я. Некие до сего времени мало легче.

При всем этом вне зависимости от машинки любые 4,5 кг в «Формуле-1» – это 0,1 секунды на круге. Так что когда они выезжали на пит-лейн, у их уже в кармашке было преимущество в 0,5 секунды нужно мной. Еще до старта гонки. Это весьма круто. К концу гонки отрыв мог составлять до 30 секунд лишь за счет различия в массе тела.

Мне пришлось весьма много работать, и я сбросил что-то около 7,5 кг. Легче я просто не мог быть. И когда я встал на весы в 1992-м, а мой напарник Рикардо Патрезе стоял сзади – увидев итог, он три раза принудил меня перевзвеситься. Ему просто подорвало мозг (центральный отдел нервной системы животных, обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков). Ведь это он был машинкой по удержанию веса. А я устроил для себя мощное обезвоживание, и нередко не ел некоторое количество дней перед гонками… Зато я слету получил психологическое преимущество.

Я оказался резвее его в среднем на 2 секунды на таковой же машине. Он очень накрутил себя, когда я разорвал его в квалификации – типо у меня оказался магический болид. Тогда я начал двигаться к боссам команды и попросил обменяться машинками для 2-ой квалификации. Я произнес, что не желаю весь год слышать о том, что у него некое там наиболее слабенькое оборудование – это не наилучшая ситуация для нас и дела снутри команды. В итоге 1-ый же мой резвый круг в его машине оказался на 1,75 секунды резвее, чем его свой. Сиим можно обрисовать все блестящие чувства от машинки, которыми я услаждался весь год. Больше мы не игрались в игры – он снял передо мной шапку и признал, что я просто чуток лучше пилотирую».

Еще более баек о «Формуле-1» 80-90-х от Мэнселла: гонки с ожогами на пятой точке, приключения с правоохранительными органами и подставы в борьбе за титул

Мировоззрение Патрезе: лишь пилотаж и характеристики машинки, и ничего больше

Рикардо в крайнем интервью для Beyond The Grid ни словом не упомянул психические игры – по его воззрению, причина поражения оказалась чисто спортивной.

«В первую половину 91-го я был резвее Найджела, но потом Найджел возвратил для себя скорость. Естественно, мы должны ассоциировать эти два сезона. И в 91-м свойства машинки больше подступали моему пилотажному стилю – поэтому что у нас не было трэкшн-контроля. Поэтому в 91-м я мог сам воссоздавать его правой ногой – работой с педалью газа. У меня выходило лучше, чем у Найджела – я выезжал из неспешных виражей мало резвее. В стремительных поворотах вы двигались с схожей скоростью.

А машинка 92-го различалась огромным количеством прижимающей силы (кроме трэкшн-контроля), и все мое преимущество в неспешных поворотах пропало – поэтому что сейчас степень нажатия на педаль акселератора контролировал электрический ассистент. А в стремительных поворотах сейчас машинка генерировала больше прижимающей силы, а управление рулем сделалось намного тяжелее. Найджел был на физическом уровне посильнее меня и контролировал руль мало поточнее и более уверенно. Он поворачивал с наименьшим усилием по сопоставлению со мной.

Вот что случилось: мое преимущество в неспешных поворотах из 91-го пропало, зато возник проигрыш в стремительных поворотах. Найджел оказался эффективнее

Машинка 92-го сама по для себя была самой мощной относительно остальных болидов – везла остальным по 1-2 секунды».

Что все-таки – правда?

В «Формуле-1» почти все решает уверенность внутри себя, и тут – как раз тот вариант. В 1991-м Патрезе (невзирая на личное мировоззрение о победе над Мэнселлом) проиграл англичанину по очкам и результатам и в первой, и во 2-ой половине сезона – 33-22 по очкам за 1-ые 8 Гран-при, 39-31 – за 2-ые 8 гонок, 2-1 по победам в пользу Найджела и 2-2 по подиумам. Рикардо лишь приехал первым ранее напарника и уделал того по поулам (4-2). В действительности Мэнселл выиграл спор в общем зачете 72-53.

При всем этом на наиболее резвой машине практически без соперников со стороны Патрезе набрал всего на 3 балла больше, брал только один поул и выиграл лишь одну гонку. Хотя при подавляющем преимуществе болида он точно был должен выжимать больше – тут буквально сказались психология (наука, изучающая недоступные для внешнего наблюдения структуры и процессы, с целью объяснить поведение человека) и уверенность внутри себя.

Правда ли, что всего одно взвешивание могло оказаться так деструктивным для настроя Патрезе? Похоже на то: Мэнселл постоянно различался объемностью (в 95-м даже практически не влез в болид «Макларена» и две гонки ожидал, пока ему сделают особенный увеличенный кокпит!) и низкой выносливостью. Невзирая на гигантскую физическую силу, англичанин стремительно выдыхался (быстрее всего, из-за все той же массы: чем больше мускул – тем больше энергии они потребляют и нагружают сердечко), но Патрезе не сумел пользоваться преимуществом в выносливости (в отличии от Алена Ординарна).

Может быть, Рикардо из-за сокрушительного поражения на предсезонной подготовке сдался без боя и на трассе – тяжело заставлять себя рвать изо всех сил, когда основной козырь побили еще до начала заездов. Потому, наверняка, итальянец стремительно и без особенных заморочек пробовал любые самые абсурдные методы выиграть время (как в Монце), а позже признал приемущество напарника и даже на данный момент гласит о этом совсем тихо – пожалуй, ни один фаворит в схожем не увиден.

Естественно, Найджел выиграл не только лишь из-за шуточки с кетчупом и предсезонного взвешивания: технические и пилотажные причины никак недозволено игнорировать. Но моральный удар сделал площадку для победы на треке – вот почему психические игры до сих повсевременно происходят в «Формуле-1». Они постоянно работают.

«Хэмилтон не осознавал, что происходит и как я это делаю». Секреты победы над наилучшим пилотом «Формулы-1»

Еще не так давно в «Ф-1» за подиумы билась команда-банкрот. У нее не было средств на запчасти и бумагу для принтера, а машинка отставала на два года

Гонщик запамятовал надавить клавишу на руле – и растерял победу в Гран-при с шансами на титул «Ф-1». Команда его прикрыла

Фото: Gettyimages.ru/Mike Hewitt, Mark Thompson, Pascal Rondeau

Источник: sports.ru/