стадион Рас-Абу-Абуд стадион Лусаил стадион Халифа стадион Аль-Джануб стадион Аль-Тумама стадион Аль-Байт стадион Эдьюкейшн Сити ЧМ-2022 FIFA Футбол
До чемпионата мира в Катаре еще почти два года, а он уже давно раздражает.
Сложно вспомнить турнир, который так сильно испортил репутацию задолго до начала: почти доказанная коррупционная схема (деньги + покупка «ПСЖ» в обмен на ЧМ), беспрецедентный перенос на декабрь, нарушение прав рабочих и смерти на стройках, запрет на продажу алкоголя…
Еще в катарском ЧМ удивляет невероятная дороговизна. Играть зимой в Катаре обойдется в 200 миллиардов долларов. Это почти в 18 раз дороже, чем бюджет чемпионата в России. Однако Катар вложился не в гигантские дворцы, которые больше никогда не пробьют солдаут, а в инфраструктуру, экологию, общественный транспорт – и собственное будущее.
Для каждого чемпионата мира строят ненужные стадионы. Катар придумал, как решить проблему
С тех пор, как ФИФА решила развивать футбол по всему миру, постоянно разыгрывается один и тот же сценарий.
Чемпионат мира достается далекой стране, которая использует его как мягкую силу – показать себя туристам и популяризировать футбол. Чиновники, взбудораженные перспективой принять у себя полмира, тратят уйму денег на огромные стадионы, полагая, что после турнира им точно найдут применение. Затем наступает похмельный синдром – пока никому не удалось превратить футбол в национальный спорт только за счет чемпионата мира. Поэтому часто арены заполняются в лучшем случае наполовину и висят мертвым грузом на местных бюджетах.
И мы сейчас не только о Мордовии – вот здесь, например, мы изучили самые неудачные проекты из Бразилии и ЮАР. В каждом из последних чемпионатов мира есть Мегапровал – стадион, который проще было вообще не строить.
• 70-тысячник «Мозес Мабида» в южноафриканском Дурбане обошелся ЮАР в 450 миллионов евро и принял полуфинал Германия – Испания, но после чемпионата мира только грустит. Его арендует клуб «АмаЗулу», на матчи которого приходят неловкие 4-5 тысяч – разумеется, арена дико убыточна.
• Бразилия потратила 300 миллионов на 40-тысячник «Амазония». Арену построили в колоритном месте – у слияния рек Риу-Негру и Солимойнс, – но красивый пейзаж не заполняет трибуны. Рядом были только команды четвертой лиги («Насьонал» и «Америка») и «Риу-Негру», который играет лишь на первенство штата. Они заполняют стадион примерно на 30-40 процентов.
• Много вопросов и к России. Три стадиона подарили городам без клубов РПЛ. «Лужники» избавили от беговых дорожек, но не придумали, чем загрузить – стадион принимает один-два матча в год (а в 2020-м из футбола был только Кубок Госдумы). Но главное недоразумение – «Мордовия Арена». Cтадион слишком огромный и дорогой для «Мордовии» (не играет там с сентября 2019-го), а город слишком маленький (360 тысяч), чтобы зарабатывать на больших событиях. Мимо Саранска проехала даже группировка «Ленинград», которая отыграла концерты на всех стадионах чемпионата мира.
Для Катара вопрос еще актуальнее. В стране живут всего 3 миллиона – явно недостаточно, чтобы регулярно заполнять 400-500 тысяч мест. Катар справедливо ассоциируют с роскошью и богатством – благодаря добыче нефти и газа ВВП на душу населения растет каждый год и в 2020-м попал в топ-3 в мире (США на восьмом месте, Россия – 50-я). Катар вроде бы легко может позволить себе гигантские дворцы и не бояться их убыточности, но шейхи относятся к инфраструктуре в стиле рациональных Швеции и Норвегии. Поэтому еще на стадии формирования заявки Комитету по организации и наследию предстояло решить две задачи:
1) Как рационально использовать лишние посадочные места после турнира;
2) Как вдохнуть жизнь в стадионы после чемпионата мира.
Большинство стадионов построят из модульных конструкций. После ЧМ вместимость уменьшат, а пространство займут отелями и магазинами
Проблему гигантских стадионов решили с помощью модульных конструкций. Практически на каждом стадионе верхний ярус демонтируют после ЧМ.
«Модульный дизайн позволяет оперативно сократить вместимость арен, – убеждал главный менеджер комитета ЧМ-2022 по устойчивому развитию и окружающей среде Бодур Аль-Меер в интервью ТАСС. – После чемпионата мира будут демонтированы более 170 тысяч кресел. Верховный комитет планирует передать их мусульманским странам Африки, которые нуждаются в создании и развитии спортивной инфраструктуры. Так наследие чемпионата мира почувствуют жители других стран, и этот эффект будет длительным».
• «Эдьюкейшн Сити» уменьшат с 40 тысяч мест до 20 и отдадут студенческому сообществу (об этом расскажем ниже).
• «Аль-Джануб» уменьшат с 40 до 20 тысяч. Освободившееся пространство займут многофункциональный бассейн и спа-центр.
• «Аль-Байт» – один из главных стадионов Катара, 60-тысячная арена примет оба полуфинала. После турнира стадион уменьшат до 32 тысяч (ими будет пользоваться местный клуб – «Аль-Хор»), а на верхнем ярусе откроют отель и бутики. Именно поэтому внутри стадионы напоминают торговые моллы или отели – никакого бетона и следов от краски. Решение не такое очевидное, как может показаться. Например, в России еще на этапе строительства лично Владимир Путин запретил использовать стадионы под коммерческие помещения.
Любопытно, что такой же рациональный подход затронет гостиницы: Катар построит ровно столько отелей, сколько нужно стране после ЧМ, а часть болельщиков расселят во временных шатровых лагерях.
«Для нас чемпионат мира по футболу – повод построить то, что нужно стране, – говорит Qatar Agency представитель оргкомитета ЧМ-2022 Халид аль-Наама. — По требованиям FIFA должно быть от восьми до двенадцати стадионов. Мы сошлись на минимальном количестве. Правительство Катара не хочет выбрасывать деньги на ветер. Нам важно, чтобы после турнира стадионы приносили пользу стране».
Один стадион построят полностью из грузовых контейнеров (а после ЧМ – разберут и отдадут африканским странам)
Идею рационального потребления доведут до предела на «Рас-Абу-Абуд» – первом в мире стадионе, полностью построенном из грузовых контейнеров.
Грузовые контейнеры часто используются в современной архитектуре: из них строят пентхаусы, отели (такие есть в Грузии, Китае и Великобритании) и даже дизайнерские кинотеатры.
«Рас-Абу-Абуд» строят на набережной – с нее открывается идеальный вид на Персидский залив и Доху, а на матчи домчит водное такси или паром. Для возведения стадиона в порт Дохи доставили 949 контейнеров (их заказывали в Китае).
Cначала строители возвели фундамент, фасад и несущие конструкции. Модифицированные контейнеры собирают (примерно как в конструкторе «Лего»), а затем обустраивают внутренние помещения. Способ действительно удобный: стадион будет экологичнее (за счет уменьшения углеродного следа), дешевле на 10-15% и его быстрее строить.
После турнира «Рас-Абу-Абуд» разберут, а территория стадиона превратится в прибрежную зону с видом на залив и знаменитый район Уэст-Бэй в Дохе.
Катар хочет, чтобы после ЧМ стадионы служили горожанам. Одну арену заполнят школами и больницами, другую – отдадут университетам
Еще одна особенность Катара – молодость. Страна буквально строится на глазах, и некоторых городов-хозяев ЧМ еще недавно не существовало. Логично, что Катар захотел встроить инфраструктуру чемпионата мира в ландшафт страны.
Стадион «Аль-Джануб» (40 000 мест) возводится в одноименном портовом городке, самом старинном в Катаре. После ЧМ арена (уменьшенная до 20 тысяч) станет центром спортивного кластера: вокруг построят теннисные корты и баскетбольные площадки, а также мечеть и зал свадебных церемоний. Про футбол тоже не забыли – арена станет домом для женской сборной.
Самым крупным проектом Катара станет стадион «Лусаил Иконик» из одноименного города. Он находится в 15 километрах к северу от центра Дохи (да, в Катаре все невероятно рядом). Еще недавно здесь была только пустыня, но в 2006-м Катар начал строить Лусаил – самый экологичный город планеты (по катарскому пресс-релизу).
С 2010-го (в этот год стране достался чемпионат мира) Катар форсировал строительство. Именно в Луисале строят главный стадион турнира – 80-тысячник, на котором пройдут семь матчей (в том числе открытие и финал). По замыслу организаторов, чемпионат мира презентует Лусаил как один из лучших городов мира, потенциальный центр притяжения туристов и предпринимателей.
Проблема в том, что в Лусаиле играет только клуб второй лиги, поэтому стадион рисковал повторить судьбу «Фишта» или «Лужников». Но организаторы все продумали – стадион превратят в многофункциональный городской центр для горожан (город к тому времени разрастется до 45 тысяч).
После чемпионата мира «Лусаил» реконструируют: сиденья с верхних ярусов разберут, вместимость уменьшится почти в четыре раза – до 20 тысяч. С первого по третий этаж останется стадион, а вот верхние этажи наполнятся новой жизнью. В западной части стадиона построят школу. В восточной – поликлинику. На каждом этаже будут продаваться жилые апартаменты. Разумеется, будет много лекционных залов, кафе, ресторанов и бутиков. И все это не в банальном торговом центре, а под действительно впечатляющим фасадом стадиона.
«В стране много других стадионов, – рассказал глава проекта Эль Абед в интервью Qatar News Agency. – Поэтому с точки зрения наследия лучше отдать такое огромное пространство социальным объектам. Это принесет пользу сообществу и обеспечит экономическую устойчивость стадиону».
Часть кресел оставят на стадионе и распределят по новым объектам – кафе и поликлиникам: «Сохранение фасада стадиона и кресел будет постоянно напоминать о славной спортивной истории этого места».
Теперь переносимся в Эр-Райян – крупнейший город Катара за пределами Дохи. Здесь расположен Education city – гигантский студенческий кампус с девятью университетами (шесть американских, британский, французский и местный), куда приезжают студенты и ученые со всего мира. Кампус хотя и студенческий, но оформлен с фирменным катарским размахом – недавно здесь появилось поле для гольфа на 33 лунки и отель Premier Inn Hotel.
Чего не хватает?
На территории университетского кампуса построили стадион «Эдьюкейшн Сити». 45-тысячник примет матчи группового этапа и 1/8 финала. После чемпионата мира его уменьшат до 20 тысяч мест и передадут в собственность Qatar Foundation. Стадион хай-класса станет общественным: его займут студенческие команды, а внутренние помещения превратят в лекционные классы и конференц-залы для университетов. Вокруг стадиона будет не гигантская парковка, а пышный парк с беговыми и велодорожками.
Очень рациональное решение: у местного футбольного клуба (кстати, недавно его возглавил Лоран Блан) уже есть домашняя арена, а так стадион удовлетворит потребности местного сообщества.
Суммируем. После чемпионата мира у Катара останется восемь стадионов: «Рас-Абу-Абуд» сразу разберут, «Международный стадион Халифа» (существует с 1976-го, но к ЧМ реконструирован) останется главным катарским стадионом, «Эдьюкейшн Сити» отдадут студентам и ученым, а остальные пять станут компактными 20-тысячниками и многофункциональными центрами.
Катарские стадионы строят с заботой об экологии, у них незабываемый дизайн
И последнее о невероятном внимании катарцев к деталям. У местных стадионов будет еще минимум две особенности.
• Уникальный дизайн. Перед каждым турниром оргкомитет анонсирует стадионы с неповторимым дизайном, который отражает дух страны. В итоге стадионы получаются плюс-минус похожими, а заложенный контекст не считывается без пояснений. С Катаром все по-другому: здесь каждый стадион несет информацию о местной культуре, у некоторых просто нет аналогов. «Мы хотим, чтобы стадионы были настоящими достопримечательностями, ради которых люди потянутся в Катар», – объясняет Халид аль-Наама.
«Аль-Байт» стилизован под черно-белый шатер бедуина – байт-аль-шаар. Фасад «Аль-Вакра» выполнен в форме развевающегося паруса – отсылка к местному крупному порту.
Дизайн «Аль-Джануб» разработала легендарная архитектор Заха Хадид (проект стал одним из последних – в 2016-м она умерла) – и он тоже отсылает к морским мотивам.
Самый легкоузнаваемый дизайн у «Аль-Тумама» из Дохи. Он стилизован под куфи – шапочку, которую носят мужчины в мусульманских странах. Концепция настолько впечатлила жюри престижной архитектурной премии MIPIM, что ее вручили стадиону еще до завершения строительства.
• Забота об экологии. Это не новый тренд – даже в Бразилии строили арены так, чтобы не навредить окружающей среде. Но в Катаре эко-тренд поддерживается на государственном уровне – в программе «Национальное видение 2030» (закрепляет принципы развития страны до 2030 года) отдельно прописано решение экологических проблем: уменьшение выхлопных газов и парникового эффекта, переработка мусора, использование солнечной энергии. Чемпионат мира – глобальная презентация экологических принципов Катара.
15% стройматериалов для стадионов были переработаны и используются повторно. 90% строительного мусора, возникшего в ходе сноса старых сооружений при строительстве «Аль-Джануб» и «Аль-Райан», использовали повторно или переработали. На всех стадионах организовано эффективное обращение с отходами – даже сточные воды рециркулируются и используются для мойки сооружений или для канализации. Гигантский медиафасад стадиона «Аль-Ряйн» не потребует гигантских расходов на электричество – он питается за счет солнечной энергии.
Sustainability is at the heart of Ahmad Bin Ali Stadium’s DNA ♻️
? Recycled material
? Replanting of trees
? Energy and water efficient
? Bike lanes and walking paths
And much more… #Qatar2022 pic.twitter.com/S08CKDkgVr
— Road to 2022 (@roadto2022en) 22 декабря 2020 г.
Выбор места для стадионов подчинен этой же логике – до них легко добраться на общественном транспорте (меньше автомобилей – меньше углеродный след). Пять стадионов построили на набережной не только ради красивых фото – до арен можно доехать на пароме и водном такси. К «Эдьюкейшн Сити» ведут десятки велодорожек из университетского кампуса. Хотя по местным улицам рассекают спорткары, в том же Лусаиле строят разветвленную сеть скоростного трамвая – тоже ради экологии.
С дедлайнами тоже все в порядке: последний стадион построят за год до чемпионата мира
Летом 2020-го Комитет по организацию и наследию отчитался ФИФА: инфраструктура готова на 90%.
Катар уже открыл «Международный стадион Халифа» (его опробовал «Ливерпуль» на прошлогоднем финале клубного ЧМ), «Аль-Джануб» и «Эдьюкейшн Сити». В декабре 2020-го финалом Кубка Эмира ввели в эксплуатацию «Аль-Ряйн».
«Аль-Байт» и «Эль-Тумама» практически готовы – в ближайшие месяцы строители закончат отделочные работы внутренних помещений.
Чуть задерживаются «Лусаил» и «Рас-Абу-Абуд» (похоже, строить из контейнеров оказалось не так быстро), но и их планируют закончить не позднее осени 2021-го. В целом Катар движется в удивительно спокойном темпе – уже за год до ЧМ все стадионы будут готовы.
Фото: qatar2022.qa; Gettyimages.ru/Francois Nel, The 2022 Supreme Committee for Delivery and Legacy; globallookpress.com/Neil Overy/imageBROKER.com; РИА Новости/Михаил Сербин; East News/AFP
Источник: