С апреля 2020 года правоохранительные органы возбудили по меньшей мере 33 уголовных дела по ст. 207.1 УК за фейки. Об этом говорится в докладе адвоката международной правозащитной группы «Агора» Станислава Селезнева «Эпидемия фейков: борьба с коронавирусом как угроза свободе слова», основанном на открытых данных СМИ, госорганов, ГАС «Правосудие» и материалах дел в производстве адвокатов «Агоры». Документ есть в распоряжении РБК.
За 450 дней мониторинга — с даты вступления в силу статьи КоАП о «фейковых новостях» — «Агора» зафиксировала около 200 случаев преследования «за распространение информации, которая отличается от официальных пресс-релизов». В мониторинг могли не попасть уголовные дела, о которых не было официальных сообщений или материалов в СМИ, а также дела об административных правонарушениях, одновременно не упомянутые в СМИ и не внесенные в ГАС «Правосудие».
Помимо уголовных дел речь идет о протоколах по ст. 13.15 КоАП, которая появилась в кодексе в 2019 году. Селезнев отметил, что первый год статья применялась довольно редко и в основном «местными властями лишь для решения локальных задач», но после начала коронавируса за три месяца власти составили по меньшей мере 157 протоколов об административном нарушении по ч. 9—11 статьи о «фейковых новостях». Из них 46 уже завершились обвинительным постановлением суда. При этом в 20 случаях преследование было прекращено.
Месяц назад в пресс-центре МВД РФ сообщили, что в апреле в России было выявлено 21 преступление, связанное с распространением фейков. Речь идет о статье 207.1 УК РФ. Ранее Верховный суд России (ВС) дал разъяснения относительно того, каким образом привлекать граждан к ответственности за фейки о коронавирусе. К уголовной ответственности нельзя привлечь за фейки о коронавирусе, если они появились до 1 апреля 2020 года (в этот день вступил в силу закон о наказаниях за фейки).
Если же фейк был размещен до 1 апреля и затем история «раскручивалась» дальше, то автора фейка можно привлечь к уголовной ответственности только за те действия, которые были совершены начиная с 1 апреля. Обязательное условие наступления ответственности — это общественно опасные последствия из-за фейка.
Фейки о коронавирусе расцениваются как уголовное деяние, только если они создают реальную общественную опасность, и, к примеру, если это делается с целью посеять панику и нарушения общественного порядка. Речь идет не только о публикациях в СМИ или постах в соцсетях, но и о митингах и листовках.
Истории о том, как вы пытались получить помощь от российского государства в условиях коронакризиса и что из этого вышло, присылайте на адрес COVID-19@rosbalt.ru
Источник: