От семейных драм до психологии убийц: 13 самых интересных премьер Венецианского кинофестиваля | статьи на re-travel

2 сентября открывается 77-й Венецианский фестиваль: несмотря на пандемию и многочисленные связанные с ней ограничения, старейшее событие мира кино все же состоится и, надеемся, порадует нас по-настоящему интересными премьерами. К слову, это будет первое мероприятие такого масштаба с момента начала пандемии коронавируса.

Фестиваль этого года по очевидным причинам будет отличаться от предыдущих. Во-первых, часть его событий пройдет в онлайн-формате. Во-вторых, количество участников и представителей прессы в Венеции будет значительно меньше, чем обычно. Ожидается, что из-за закрытия границ среди гостей окажется не так много звезд Голливуда, как это бывает обычно, зато на красной дорожке мы, вероятно, увидим больше представителей европейского киносообщества. Ну и, разумеется, масочный режим и социальную дистанцию никто не отменял.

Так что ждем встречи (хотя бы в онлайне) со звездными гостями Венецианского фестиваля, а пока изучаем программу и ее самые заметные пункты.

«Дорогие товарищи»

Режиссер: Андрей Кончаловский.

В ролях: Юлия Высоцкая, Сергей Эрлиш, Юлия Бурова, Андрей Гусев.

Андрей Кончаловский представит в Венеции драму «Дорогие товарищи», основанную на реальных событиях, происходивших в 1962 году в Новочеркасске. История, которая в течение нескольких десятилетий была засекречена, известна как «новочеркасский расстрел». Рабочие крупнейшего завода города тогда вышли на забастовку, требуя увеличения зарплат и снижения цен на продукты. Когда к акции протеста подключились работники других предприятий, правительство ввело в город армию. Демонстрация быстро превращается в боевые действия: на улицах начинают звучать выстрелы, количество пострадавших стремительно растет. Согласно официальным данным, жертвами трагических событий стали 26 человек, еще 87 получили ранения.

Кадр из фильма «Дорогие товарищи»

Муза и супруга режиссера Юлия Высоцкая сыграла в «Дорогих товарищах» сотрудницу парткома Людмилу. Она ответственна за идеологическую работу и искренне осуждает бастующих. Но в самой гуще событий пропадает ее дочь-подросток, и героине предстоит стать невольным свидетелем всего самого страшного — арестов, допросов и гибели людей.

Съемки картины Кончаловского завершились еще в прошлом году, но в связи с ситуацией в мире премьеру, запланированную на май 2020 года, пришлось отложить.

 

«Земля кочевников»

Режиссер: Хлоя Чжао.

В ролях: Фрэнсис Макдорманд, Дэвид Стрэтэйрн, Линда Мэй.

На волне всеобщего ощущения нестабильности весьма актуальной кажется история, рассказанная в роуд-муви режиссера Хлои Чжао «Земля кочевников». 60-летняя главная героиня, которую сыграла двукратная обладательница премии «Оскар» Фрэнсис Макдорманд, лишается всего из-за экономического кризиса и отправляется путешествовать по западу Америки на своем фургоне, встречая других современных кочевников, тоже отправившихся куда глаза глядят не от хорошей жизни.

В основе сценария — одноименная книга американской журналистки Джессики Брудер в жанре нон-фикшн. Фильм явно один из фестивальных фаворитов года: помимо Венеции его покажут в Торонто, а в программе New York Film Festival его премьера станет центральным событием.

Кстати, занятный факт: программа нынешнего Венецианского киносмотра на 44% состоит из картин, снятых режиссерами-женщинами. Заметный прогресс, учитывая то, что в прошлом году этот показатель не дотягивал и до 10%.

Постер к фильму «Земля кочевников»

«Любовники»

Режиссер: Николь Гарсия.

В ролях: Стэйси Мартин, Пьер Нинэ, Бенуа Мажимель.

Актриса и режиссер Николь Гарсия — частый гость кинофестивалей. В Венеции она впервые представляла свою режиссерскую работу в 1998 году — тогда это была криминальная драма «Вандомская площадь» с Катрин Денев и Эмманюэль Сенье. В этот раз Гарсия везет на фестиваль ленту «Любовники», жанр которой критики определили как драму с элементами триллера.

В центре сюжета — девушка, которая приезжает на отдых с мужем и встречает в этом путешествии своего давнего возлюбленного. Между бывшими любовниками разгорается страстный роман (обилие откровенных сцен прилагается), но дальше события уже разворачиваются как раз таки в духе триллера, а не романтической мелодрамы.

Стэйси Мартин и Пьер Нинэ. Кадр из фильма «Любовники»

Главные роли исполнили звезда «Нимфоманки» Стэйси Мартин, известный по лентам «Обещание на рассвете» и «Ив Сен-Лоран» Пьер Нинэ, а также Бенуа Мажимель, запомнившийся по «Пианистке» и «Маленьким секретам».

«Мейнстрим»

Режиссер: Джиа Коппола.

В ролях: Эндрю Гарфилд, Майя Хоук, Нат Вулф, Джейсон Шварцман, Алекса Деми, Джонни Ноксвилл.

Еще одна «женская» премьера — фильм, который представит на фестивале продолжательница знаменитой кинодинастии, внучка легендарного Фрэнсиса Форда и племянница Софии — Джиа Коппола.

Лента «Мейнстрим» с Эндрю Гарфилдом и Майей Хоук — самая что ни на есть злободневная история. Речь идет об особенностях нашей цифровой эпохи, интернет-знаменитостях, хайпе в соцсетях и хитросплетениях отношений с поправкой на современные диджитал-реалии.

Кадр из фильма «Мейнстрим»

Главные герои — группа молодых аутсайдеров, запустивших серию вирусных постов в сети. Им предстоит постараться не потерять самих себя и узнать многое об опасностях, которые таят в себе соцсети.

«Фрагменты женщины»

Режиссер: Корнель Мундруцо.

В ролях: Ванесса Кирби, Шайа ЛаБаф, Сара Снук, Эллен Берстин.

В числе самых ожидаемых премьер и драма «Фрагменты женщины» венгерского режиссера Корнеля Мундруцо — кстати, это первая его картина на английском языке и дебют на Венецианском фестивале.

Снятая по одноименному спектаклю того же Мундруцо лента рассказывает о паре, которая ждет появления на свет ребенка. Но популярная ныне практика домашних родов приводит к трагедии, ломающей жизнь героев. В особенности в центре пристального внимания режиссера — переживания скорбящей женщины, потерявшей ребенка, ее эмоции он и исследует на протяжении всего фильма.

Главные роли сыграли Ванесса Кирби и Шайа ЛаБаф, а исполнительным продюсером выступил сам Мартин Скорсезе.

Шайа ЛаБаф и Ванесса Кирби. Кадр из фильма «Фрагменты женщины»

«Фамильный узел»

Режиссер: Даниэле Лукетти.

В ролях: Франческа Де Сапио, Альба Рорвахер, Сильвио Орландо, Луиджи Ло Кашио.

Уже десять лет Венецианский фестиваль не открывали работы итальянских кинематографистов. Эта несправедливость будет исправлена, тем более что фильм «Фамильный узел» (фигурирующий в некоторых русскоязычных источниках под названием «Шнурки») режиссера Даниэле Лукетти многие критики называют крайне многообещающей премьерой.

Луиджи Ло Кашио и Альба Рорвахер. Кадры из фильма «Фамильный узел»

Если в прошлом году среди главных фильмов Венеции значилась «Брачная история» Ноа Баумбаха, то и нынешний киносмотр не обойдется без драмы о семейном кризисе и разводе. Действие ленты Лукетти происходит в Италии образца 80-х. Брак главных героев терпит крах, когда становится известно об измене мужа. Шантаж, ложь, трудности, связанные с тем, что в семье двое маленьких детей, для которых расставание родителей — ситуация в духе «между двух огней», ну а финал ленты обещан неожиданный. В основе сюжета «Фамильного узла» — одноименный роман Доменико Старноне.

«Герцог»

Режиссер: Роджер Мичелл.

В ролях: Хелен Миррен, Джим Бродбент, Финн Уайтхед.

Режиссер «Ноттинг Хилла» не очень-то часто выпускает новые фильмы, но на Венецианском фестивале вне конкурса покажут его свежую работу — трагикомедию, основанную на реальной истории.

«Герцог» рассказывает о событиях 1961 года, когда престарелый таксист Кемптон Бантон (его играет Джим Бродбент) решается на крайне дерзкий поступок — выкрасть из Лондонской национальной галереи портрет герцога Веллингтона работы Гойи. Причем похититель обещает вернуть шедевр, если правительство страны будет более активно поддерживать пенсионеров. Роль жены Бантона досталась Хелен Миррен.

Хелен Миррен и Джим Бродбент. Промо к фильму «Герцог»

«Конференция»

Режиссер: Иван И. Твердовский.

В ролях: Наталья Павленкова, Ольга Лапшина, Ксения Зуева, Ян Цапник, Филипп Авдеев, Роман Шмаков.

Еще один российский режиссер заявлен в программе Венецианского фестиваля. 31-летний Иван И. Твердовский, за последние годы взволновавший публику драмами «Подбросы», «Класс коррекции» и еще несколькими остросоциальными сюжетами, снова снял ленту на одну из больных для нашей страны тем: фильм «Конференция» рассказывает о людях, ставших заложниками во время захвата террористами мюзикла «Норд-Ост». Самому режиссеру, к слову, на момент трагедии было всего 11 лет, и он называет тот жуткий день своим самым сильным детским воспоминанием: семья Ивана жила в десяти минутах езды от Театрального центра на Дубровке, и он знаком с некоторыми из участников событий.

Снимался фильм в том самом печально известном Театральном центре на Дубровке. При этом Твердовский подчеркивает, что «не искал историческую правду», а пытался отследить то, как годами живут воспоминания о трагедии в душах ее уцелевших участников. Кстати, они есть и среди актеров, снявшихся в «Конференции»: Филипп Авдеев и Роман Шмаков в 2002 году были задействованы в детской труппе «Норд-Оста» и тоже находились в захваченном здании.

Что касается сюжета фильма, то автор рассказывает историю героини по имени Наталья, которая, проведя 17 лет в монастыре, приезжает в Москву, на вечер памяти жертв теракта. Через ее воспоминания мы и углубляемся в хронику роковых событий.

Постер к фильму «Конференция»

«Человеческий голос»

Режиссер: Педро Альмодовар.

В ролях: Тильда Суинтон.

Без таких величин, как Педро Альмодовар, не обходится ни один год в Венеции, но в этот раз живой классик представлен в программе короткометражкой. «Человеческий голос» основан на одноименной одноактной прессе Жана Кокто, героиня которой ждет звонка от бывшего возлюбленного накануне его женитьбы на другой женщине.

Написанная в 1932 году пьеса давно занимала мысли Альмодовара, и он планировал сделать полнометражную экранизацию. Однако в своем полете фантазии ушел так далеко от оригинала, что оставил эту затею и снял в 1988 году фильм «Женщины на грани нервного срыва».  Там, по словам режиссера, влияние произведения Кокто осталось, но было скрытым. Годы спустя Альмодовар все же вернулся к изначальной задумке, выбрав формат короткого метра и пригласив на главную роль неповторимую Тильду Суинтон.

Педро Альмодовар и Тильда Суинтон

«Сальваторе — сапожник снов»

Режиссер: Лука Гуаданьино.

Режиссер нашумевшего «Назови меня своим именем» Лука Гуаданьино (кстати, готовящий вторую часть с Арми Хаммером и Тимоти Шаламе), в этот раз будет покорять Венецию документальной работой, представленной вне конкурса. 49-летний сицилиец снял фильм про еще одного легендарного итальянца — Сальваторе Феррагамо. Режиссер проследил за тем, как складывался творческий путь знаменитого дизайнера, и постарался взглянуть на его личность с разных точек зрения.

Головокружительную карьеру Феррагамо часто называют самим воплощением «американской мечты» (он прославился как раз в США, создавая обувь для звезд Голливуда), но, по мнению Гуаданьино, дело скорее не в особом благоволении судьбы, а в силе характера и поразительной интуиции, помогавшей Феррагамо буквально чувствовать моду.

Сценарий написала Дана Томас — автор биографических книг об Александре Маккуине и Джоне Гальяно.

«Снега больше не будет»

Режиссер: Малгожата Шумовска.

В ролях: Алек Утгофф, Вероника Розати, Агата Кулеша, Майя Осташевска.

Малгожата Шумовска из Польши в этом году поборется за статуэтку «Оскара»: ее страна первой из всех определилась со своим кандидатом в номинации «Лучший фильм на иностранном языке», и картина уже в лонг-листе претендентов. В Венеции же работа «Снега больше не будет» значится в программе основного конкурса.

Главный герой фильма — украинский мигрант Женя, работающий в Польше массажистом и ставший своего рода гуру для клиенток, которые охотно делятся с ним собственными печалями и переживаниями. В конце концов вокруг персонажа образуется что-то наподобие настоящего культа.

Ленту, снятую на стыке жанров драмы и комедии, критики уже объявили «историей, которая поднимает польский кинематограф до уровня великих европейских мастеров».

Алек Утгофф и Агата Кулеша

«Обычное место»

Режиссер: Уберто Пазолини.

В ролях: Джеймс Нортон, Валин Кэйн, Кит Макэрлин.

«Обычное место» — драма не для слабонервных, пресса единогласно присвоила ей определение «душераздирающая». В центре внимания — отец-одиночка, посвятивший жизнь воспитанию своего сына, мать которого оставила семью вскоре после родов. Герой выясняет, что жить ему осталось всего несколько месяцев, и теперь ему предстоит обеспечить четырехлетнему мальчику достойное существование после того, как он останется без отца. Персонаж Джеймса Нортона, известного, в частности, по экранизации «Войны и мира» и сериалу «МакМафия», пытается подыскать для ребенка идеальную новую семью, при этом всеми силами старается оградить его от скорбного известия. Принимать за сына настолько жизненно важные решения и мириться с мыслью о несправедливости судьбы оказывается для героя невероятно тяжелой задачей.

Джеймс Нортон. Кадр из фильма «Обычное место»

«Безумный, но не псих»

Режиссер: Алекс Гибни.

Еще одна заслуживающая внимания документальная премьера, вошедшая во внеконкурсную программу. Признанный мастер жанра, обладатель «Оскара» Алекс Гибни год назад показывал в Венеции свой фильм Citizen K — документалку о Михаиле Ходорковском, а теперь возвращается с лентой «Безумный, но не псих» — про то, почему люди становятся убийцами.

Ответ на этот вопрос режиссер искал, пристально наблюдая за работой психиатра Дороти Отноу Льюис, которая посвятила целые десятилетия изучению предмета. Какие выводы она сделала, исследуя психологию преступников, проводя с ними интервью, участвуя в громких судебных делах в качестве эксперта и разбирая такие темы, как, например, диссоциативное расстройство личности, — узнаем из новой ленты Гибни. Кстати, права на ее показ уже приобрела компания HBO.

Кадр из фильма «Безумный, но не псих»

Источник: spletnik.ru