Система «Платон» — назначение и последствия для рынка автомобильных грузоперевозок.
С 15 ноября 2015 года в России начала работать система «Платон», предназначенная для взимания платы с грузовиков, имеющих разрешённую максимальную массу свыше 12 тонн. На первом этапе – до 1 марта 2016 г., перевозчики будут платить 1,53 руб. за 1 км пути, а до конца декабря 2018 г — 3,06 руб. за 1 км пути. Система «Платон» создана для возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам «большегрузами». На сегодняшний день в России насчитывается примерно 2 млн. грузовиков массой более 12 т, принадлежащих российским лицам, и около 400 000 – иностранным лицам. Доход госбюджета от введения системы «Платон» ожидается на уровне 40 млрд. руб. в год.
Как взимается плата за пройденный маршрут?
Один из способов внесения платы в счет возмещения вреда автодорогам — бортовое устройство, позволяющее при помощи технологий спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS определять маршрут движения грузовика по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения. Расчет и списание денежных средств в счет платы осуществляется в автоматическом режиме за фактически пройденное расстояние. Альтернативный вариант оплаты – оформление маршрутных карт через личный кабинет на сайте системы «Платон», с помощью мобильного приложения или терминала самообслуживания.
Недостатки системы «Платон».
Главный недостаток системы «Платон» — это ее неготовность к полноценному и бесперебойному функционированию. Участники рынка грузоперевозок, транспортные компании России говорят о том, что необходимо было хотя бы полгода протестировать систему без взимания платы, как это сделано было в Европе, поскольку многие из них столкнулись с проблемами технического характера в первый же день работы системы: сайт «зависал» на неопределенное время, платежи не производились вовремя, были зафиксированы случаи некорректного списания денежных средств.
Последствия для рынка грузовых автоперевозок в России и СНГ.
Однако главной причиной недовольства грузоперевозчиков стал сам факт введения дополнительного сбора за проезд грузовиков по федеральным трассам, в связи, с чем транспортные компании, дальнобойщики из разных регионов России провели акции протеста. Они настаивают на том, что дополнительная плата за проезд отразится на стоимости доставки грузов, товаров и продуктов и, как следствие, на увеличении цены конечным потребителям.
Попробуем разобраться так ли это: к примеру, тариф на перевозку груза на «большегрузе» по маршруту Москва-Санкт-Петербург – Москва составляет 42-43 тыс. рублей. Общее расстояние, которое пройдет грузовик – 1470 км, таким образом, плата за дополнительный сбор по системе «Платон» составит 2250 рублей. Если эту сумму учитывать в тарифе грузоперевозок – цены могут вырасти в среднем на 5-10% — грузоперевозчики просто поднимут цены на свои услуги на размер выплат по «Платону». В свою очередь, это действительно может отразиться на конечной стоимости товаров.
Другим последствием введения системы «Платон» станет изменение структуры рынка грузоперевозок. Может произойти перераспределение в пользу железнодорожного транспорта, в особенности при перевозках на большие расстояния.
С наибольшими трудностями могут столкнуться небольшие транспортные компании, которым сложнее конкурировать на рынке грузоперевозок, и оптимизировать затраты, в том числе, на топливо, ремонт грузовиков, сервис, зарплаты водителям. Из-за этого повысится спрос на крупных перевозчиков, которые могут незначительно повысить тарифы на грузоперевозки, включив в него плату за дополнительный сбор по системе «Платон».
Предназначение, идея внедрения системы «Платон».
Если говорить о преимуществах системы «Платон», то ее введение даст мощный толчок развитию транспортной инфраструктуры, и в ближайшем будущем мы сможем увидеть кардинальное изменение состояния дорожного полотна в России. Улучшение инфраструктуры окажет положительное влияние на грузоперевозки и логистику, скорость товарооборота, так как сократятся сроки доставки грузов и транспортные издержки. Сам рынок международных перевозок станет более прозрачным и цивилизованным, что улучшит здоровую конкуренцию.
Аналогичные системы работают во многих европейских странах (Австрии, Германии, Венгрии, Словакии) и грузоперевозчики разных стран спокойно относятся к их работе, поскольку обоснованность дополнительного сбора с «большегрузов» на ремонт дорог – очевидна. К примеру, тариф в системе взимания платы TOLL2GO, действующей в Австрии и Германии, составляет от 9 до 14 евроцентов за километр.
Чем вызвано недовольство и протесты грузоперевозчиков?
Транспортные компании, занимающиеся грузоперевозками, выражают свое недовольство тем, что о запуске системы «Платон» они узнали буквально за месяц – это и спровоцировало акции протеста. Но как выяснилось, в работе системы есть множество нареканий и неясностей для грузоперевозчиков, перечислим основные из них:
1) Технические сбои в работе системы: некорректная работа сайта, некорректное списание денежных средств и т.д. Участники рынка говорят, что систему необходимо было хотя бы полгода «обкатать» в тестовом режиме без взимания платы.
2) Недовольство самим фактом введения дополнительного сбора. Перевозчики настаивают на том, что налоговое бремя и так тяжело сказывается на их бизнесе. В частности, отчисляется транспортный налог, закупается топливо, акцизы от которого поступают в дорожный фонд.
3) Недоверие грузоперевозчиков к оператору системы «Платон», а именно: опасения, что денежные средства не будут направлены на целевое использование – на компенсацию ущерба, который грузовики наносят дорогам. Перевозчики опасаются, что собранные средства не будут направлены не на строительство крупных региональных дорожных проектов, и не на ремонт тех дорог, по которым они осуществляют грузоперевозки.
4) Желание спокойно работать, а не отдавать «последнюю рубаху» властям. Грузоперевозчики бьют на то, что, если раскидать стоимость рейса на: затраты на топливо, проживание, питание, стоянку, техническое обслуживание, транспортный налог и к этому добавить еще дополнительный сбор за оплату по системе «Платон», то экономнее никуда не ехать, а оставаться на месте.
Российские власти, в свою очередь, настаивают на том, что аналогичные системы работают за рубежом, и это опыт всех развитых стран. Руководство России пошло на ряд уступок перевозчикам: во-первых, понизили плату до 1,53 рублей за километр и 3,06 руб. за километр с весны 2016 года, во-вторых, снизили штрафы за неоплату проезда, в-третьих, предусмотрели систему постоплаты, чтобы перевозчики могли внести оплату после совершения поездки. В-четвертых, всё таки правительству России поручено разработать предложения об освобождении от уплаты транспортного налога владельцев грузовиков весом свыше 12 тонн.
Но с Платоном или без, на строительство и ремонт дорог деньги всё равно, откуда то, да брать придётся!
Источник: