Автоспорт всегда привлекал миллионы зрителей по всему миру своей зрелищностью, сочетанием высшего пилотажа автопилотов с техническими достижениями последних новинок автомобильной промышленности. Из всех категорий автомобилей, участвующих в автогонках, особое место отводится тяжелым грузовикам и магистральным тягачам. Именно их заезды характеризуются максимальной мощностью, демонстрирующей степень готовности автомобилей преодолевать самые тяжелые испытания на трассе. Наиболее популярными типами соревнований с участием тягачей являются кольцевые гонки грузовиков (трак-рейсинг) и ралли. Чемпионат Европы по гонкам на грузовиках по кольцевому шоссе организуется с 1985 года под эгидой Международной автомобильной федерации, и включает в себя девять этапов.
Самым зрелищным из них считается этап, проходящий на трассе «Нюрбургринг» (Германия), ежегодно привлекающий до 200 тыс. зрителей. Гонка начинается с проката грузовиков – скорость при пересечении линии старта не должна превышать 70 км/ч. Максимально допустимая скорость, которую могут развивать грузовики, составляет 160 км/ч. Как правило, гонка по кольцевому шоссе длится 8-12 кругов. К ней допускаются тяжелые грузовики массой свыше 5,5 тонн, мощность двигателей которых достигает 1150 л.с. Несмотря на такую мощь тяжелых магистральных грузовиков, за 30 лет проведения гонок не было зафиксировано ни одной серьезной травмы у автопилотов. Свои заводские команды на этапах Чемпионата Европы по гонкам на грузовиках выставляют все мировые лидеры грузового автопрома: Iveco, MAN, Mercedes-Benz, Renault, Scania, Volvo и другие. При этом, в отличие от других видов автоспорта, грузовики, участвующие в гонках, должны быть точно такой же модификации, как и грузовики, применяемые в автогрузоперевозках, то есть, в них должны использоваться одни и те же компоненты и запчасти. Усовершенствованные гоночные модели грузовиков проезжают по трассе лишь в демонстративных заездах для повышения зрительского внимания к соревнованиям. К примеру, два года назад на немецком автодроме «Нюрбургринг» многократный триумфатор ралли «Дакар» — российская команда «КамАЗ-мастер» презентовала публике свою новую модель КамАЗ-4326. Отметим, что «КАМАЗ» не принимает участия в кольцевых гонках грузовиков, хотя такая возможность сейчас рассматривается. Для этого «КАМАЗУ» необходимо создать конкурентоспособный скоростной грузовик для кольцевых гонок, и работа над этим уже ведется. В отсутствие же лидера российского грузового автопрома абсолютным гегемоном в трак-рейсинге является MAN, выигравший последние шесть чемпионатов Европы.
Главным международным многодневным ралли-марафоном с участием грузовиков является «Ралли Париж — Дакар», с 2009 года перенесенный в Южную Америку. Гонка разбивается на ежедневные этапы, дистанция каждого из которых составляет 700—900 км. Трасса ралли пролегает через пустыни, а также дороги общего пользования. Покрытие дорог самое разнообразное: асфальт, песок, камни, солончак и грунт. С учетом непростых погодных условий (песчаные бури и дожди) ралли является самой настоящей гонкой на выживание! Класс грузовиков на ралли представлен транспортными средствами массой свыше 3,5 тонн. Все грузовики разделены на две группы: Т4 и Т5. В группу Т4 входят грузовики, принимающие непосредственное участие в гонке. Они в свою очередь подразделяются на: Т4-1 —серийные заводские модели, Т4-2 —модифицированные и усовершенствованные модели, и Т4-3 — транспортные средства, обеспечивающие грузовики запчастями и ремонтом. В группу Т5 входят грузовики технической поддержки соревнующихся команд. Среди представленных в ралли команд – наиболее известные мировые бренды, такие как: КАМАЗ, DAF, LIAZ, MAN, МАЗ, Mercedes-Benz, Renault, Scania, Tatra, Perelini. Безоговорочным лидером ралли «Дакар» является российская команда «КАМАЗ-мастер», с 2000 года выигравшая 12 гонок. Гоночный КАМАЗ-4326 последнего поколения, принимающей участие в гонках в группе Т4-2, имеет 8-цилиндровый дизельный двигатель объемом 18,47 л и мощностью 850 л.с., обеспечивающий разгон до 100 км/час за 10 сек. Масса составляет 9 300 кг.
Как и любые другие грузовики для гонок, данная модель собирается вручную с применением последних разработок и технологий автомобильной промышленности. В чем польза гонок на грузовиках для автомобильной промышленности и рынка международных грузоперевозок? Участие в гонках дает возможность ведущим мировым производителям изучить качества основных агрегатов грузовиков: протестировать их выносливость, мощность, динамику. Гоночные грузовики, прошедшие испытания, как в жестких условиях международных ралли, так и на скоростных кольцевых трассах, впоследствии разбираются до винтика и тщательно изучаются для улучшения автомобильных конструкций и запчастей. Полученные результаты исследований берутся в расчет в дальнейшем — при серийном производстве магистральных тягачей. Другой важный фактор участия в гонках грузовиков – маркетинг и реклама. Ралли или кольцевые гонки грузовиков — это лучший повод заявить о себе. Например, если перед кем-либо из производителей стоит задача вывести на рынок грузоперевозок новую модель седельного тягача, или утвердится и подтвердить ранние достижения.
Источник: