В Европе Промесу не хватало тактической свободы, но Тедеско пока не дал ее и в «Спартаке». Тренеру придется подстраиваться под Куинси | статьи на re-travel

Хаким Зиеш премьер-лига Россия Спартак Севилья Пабло Мачин Аякс Куинси Промес Доменико Тедеско Футбол

Против «Рубина» не получилось не только из-за позднего приезда голландца.

Впервые о возможном возвращении Куинси Промеса в «Спартак» мы узнали от журналиста Sport24 Дмитрия Егорова в первой половине января, а через несколько дней эту информацию подтвердили в клубе. «Могу сказать, что стороны находятся в контакте. Переговоры идут», – говорил директор «Спартака» по связям с общественностью Антон Фетисов. 

Тогда у команды оставались три недели на сборах в Дубае, чуть больше месяца до возобновления сезона – времени хватало не только для подписания Промеса, но и для его знакомства с игровыми принципами Доменико Тедеско.

Тедеско отказывался подробно обсуждать Промеса в двух пресс-подходах по ходу сборов, но кое-что все-таки объяснил: «Если говорить в общем, не о Промесе или ком-то другом конкретно. Если у тренера в распоряжении есть качественный футболист – неважно, центральной линии или фланга, – задача тренера найти ему место на поле. Если клуб купил классного футболиста, моя работа найти для него позицию и обеспечить ему игровое время».  

Эти слова Тедеско сказал еще до контрольных матчей в Дубае – о переходе «Спартака» на четырех защитников мы только догадывались по постам инсайдерских телеграм-каналов. В 5-2-1-2 Промес мог претендовать либо на позицию десятки (выступал на ней в «Аяксе», подходили ли для нее качества Куинси – другой вопрос), либо на роль второго нападающего, в 5-2-2-1 – одного из инсайдов.

В Дубае «Спартак» сыграл с тройкой защитников 6 минут из 270, против «Динамо» и «Рубина» тоже стартовал с четверкой Маслов – Жиго – Джикия – Айртон – в такой формации очевидно, что место Промеса на краю.

Второй момент – роль Промеса. Куинси провел в «Спартаке» четыре прекрасных и стабильных сезона, но максимально раскрылся в постчемпионский год. Тогда Массимо Каррера номинально использовал Промеса слева (справа играл Мельгарехо, а Луис Адриано располагался под Зе Луишем) и совершенно не ограничивал свободу Куинси, давая не только смещаться в полуфланг и даже середину, но и принимать там мячи (это в большей степени касается левого полуфланга).

В матче с «Рубином» Тедеско неожиданно выпустил Промеса после пары совместных тренировок, причем с первых минут Куинси расположился не слева (там был Мозес), а справа. Это удивило еще сильнее выхода в старте: 

– из-за позиции Промес сразу был ограничен в смещениях в центр под удар или обостряющий пас в штрафную,

– Промес оказался на одном фланге с Хвичей, которой должен был замучить Маслова обыгрышем один-в-один (так и случилось). На этом же краю играл Самошников, который активно подключается к чужой штрафной – в общем, с начала матча было понятно, что Куинси придется немало поработать без мяча.

Глобальная проблема «Спартака» в первом тайме с «Рубином» – отсутствие идей продвижения мяча через середину. Казанцы прихватывали один-в-один центральных полузащитников «Спартака» (Шатов – Хендрикс, Мусаев – Зобнин), а Мозес и Промес располагались слишком широко, не давая дополнительных вариантов выхода через центр (лишь Понсе иногда искал пространство за спиной Абильгора).

После травмы Зуева Промес и Мозес поменялись флангами. Показалось, что на такой ход Тедеско пошел из-за перехода Уремовича на правый край (не новая история для «Рубина», но все-таки хорвату не всегда хватает резкости на фланге), – однако эта история, видимо, была запланирована еще до матча. Уже после 40-й минуты Промес вернулся направо, а затем случилось удаление Зобнина.

Показательна карта касаний Промеса в первом тайме – почти все, совершенные на правом фланге, были сделаны очень близко к боковой линии. Одно смещение и несильный удар с левой – большего от Промеса не дождались.

Второй тайм с «Рубином» вряд ли пригоден для анализа в контексте Промеса и игровых принципов Тедеско из-за игры «Спартака» в меньшинстве. Гораздо больше он рассказал о доверии тренерского штаба к Куинси. После удаления Зобнина Тедеско перешел на трех центральных защитников логично выпустил объемного Крала, но заменил не Промеса или Соболева, а Хендрикса (Понсе вряд ли рассматривался как кандидат на замену из-за качественной игры в прессинге).

Так «Спартак» остался с 5-3-1, в которых за центр отвечали Крал, Понсе и Промес. Тедеско очень рисковал – решение не сработало.

В «Севилье» и «Аяксе» Промесу тоже не хватало тактической свободы

Промес не провалился в «Севилье» и «Аяксе», но стать важным игроком для команд у него и близко не получилось. При этом нет оснований считать, что его общий уровень изменился принципиальным образом. При попадании в удобную среду он все еще может выдавать футбол образца первого прихода в «Спартак», но разобрать детали европейских неудач все равно интересно.

Большую часть испанского сезона Промес работал с Пабло Мачином – возможно, самым необычным испанским тренером. На тот момент в Ла Лиге не было более явного догматика схем с тремя центральными защитниками (в Испании они до сих пор встречаются реже, чем в любой другой топ-лиге).

Мачин хвалил верность формациям с тремя центральными защитниками еще со времен «Нумансии» (2011-й), а на момент прихода в «Севилью» он максимально высоко котировался (выше, чем на любом другом этапе карьеры). Его «Жирона» добилась успехов (10-е место сразу после промоушна) в оригинальном стиле. Порой они просто шокировали соперников – Диего Симеоне и Зинедин Зидан меняли схему прямо в перерыве игр против Мачина, чтобы адаптироваться под схему «Жироны».

Не будет преувеличением сказать, что команда Мачина проверяла соперников самым необычным образом в Ла Лиге. Помешанность Пабло на автоматизмах и четких тактических инструкциях достигала уровня Антонио Конте. Он отлично знал систему 3-4-2-1 (3-5-2) и требовал того же от игроков.

На первых порах у него были отличные результаты и в «Севилье» (к началу декабря команда шла на первом месте). В таких условиях адаптироваться под футбол Мачина должен был Промес, а не наоборот. А это было трудно.

Во-первых, в схеме 3-4-2-1 нет настолько же естественной позиции для Куинси (левый вингер с большой творческой свободой), которая была в «Спартаке». Все стало еще хуже, когда на фоне мощной формы Андре Силвы и Виссама Бен-Йеддера тренер перешел на 3-5-2. Если сначала Промес хоть изредка выходил в тройке атакующих игроков (как правило, в Лиге Европы), то после смены формаций вынужден был осваиваться в роли латераля. Кстати, выдал несколько очень качественных перфомансов, закрывая весь фланг, но, конечно, эта роль не раскрывала весь диапазон его умений.

Во-вторых, система Мачина в принципе не давала футболистам свободу в том объеме, которая была у Куинси в «Спартаке». Вероятно, этот элемент постепенно можно было адаптировать (был бы не таким ярким, зато весьма полезным), но в совокупности с переходом на пару нападающих и уменьшением количества мест в атаке это привело к тому, что голландец совсем не сработался с Пабло. 

В «Аяксе» у Промеса точно не могло быть проблем с тренером – именно Эрик тен Хаг раскрыл молодого Куинси в «Гоу Эхед Иглс» (сезон-2012/13). Но высокий уровень конкуренции в атаке мешал – сначала получить полностью комфортную роль, а потом и вовсе получать игровое время.

Покупая Куинси, «Аякс» не знал, кто точно останется – под вопросом было будущее Донни ван де Бека, Давида Нереса и Хакима Зиеша. В случае ухода любого из них Промес получал бы больше гарантий. Нереса мог заменить прямо по позиции (левый вингер), а Зиеш и ван де Бек – это минус одна атакующая суперзвезда (что из-за универсальности Нереса по цепочке ведет к шансам для Куинси).

Прошлым летом все трое остались в «Аяксе» (плюс Душан Тадич, который тоже топ, но никуда не собирался). Кажется, такого исхода не ожидал даже тен Хаг. Это взвинтило конкуренцию до предела. Пять суперзвезд по меркам Голландии на четыре позиции – еще держите в уме, что в некоторых матчах тен Хагу нужен был чистый форвард, что сокращало места до трех.

Пожалуй, Промес был слабейшим из суперпятерки (ничего позорного, так как уровень высочайший). Два обстоятельства помогли ему не потеряться и все равно получить достаточно времени в первый сезон. Во-первых, в начале ноября до конца сезона травмировался Нерес. Во-вторых, постепенно тен Хаг отыскал сочетание, в котором ван де Бек стартовал поглубже. 

Куинси получил время, но не получил по-настоящему удобную роль. В «Аяксе» роль футболиста с объемом свободы близким к тому, который был у Промеса в «Спартаке», брал на себя Зиеш. Формально они действовали с разных флангов, но двух настолько свободных футболистов система не переварила бы. 

Промес здорово адаптировался. Он больше не получал мяч в ноги так часто, не получал шансов брать на себя риски и почти не раскрывался как созидатель, зато вывел на карьерный максимум показатель ударов из пределов штрафной. В прошлом сезоне он достиг 2,5 ударов в среднем на 90 минут. Фирменным типом гола для Куинси стало открывание на дальнюю штангу под тонкую подачу Зиеша (раз, два, три, четыре). 

В первый год он не был Промесом, которого мы помним (прямо вообще не похож), но приносил пользу. Проблемы начались в начале текущего сезона – Зиеша и ван де Бека в команде больше нет, а Нерес не так ярок после той самой травмы. 

Вот теперь у Куинси был реальный шанс получить более комфортную роль, но на деле он просто не потянул конкуренцию. Во время группы ЛЧ он был доступен во всех матчах, но лишь 1 раз вышел в старте и даже с учетом выходов на замену сыграл меньше 50% от общего времени. 

Есть ряд побочных причин (тен Хаг чаще стал использовать 4-3-3, повысилось количество опций на роль чистого форварда, что влияло на позицию Тадича и сокращало варианты для Промеса), но тяжело пройти мимо формы самого Куинси. Получая шансы, он играл хуже перспективного Антони, которого «Аякс» взял летом из «Сан-Паулу».

Именно поэтому клуб без сожалений с ним расстался. Скандал с домашним насилием внес вклад в желание избавиться от Куинси, но точно не был первопричиной.

*** 

Безусловно, класса Промеса хватает для того, чтобы быть одной из главных звезд РПЛ, но его трансфер все равно сейчас не кажется стопроцентным попаданием.

Ближайшие три месяца Промес проведет с Тедеско – большой вопрос, даст ли немец Куинси свободу, которая ему требуется. Матч с «Рубином», а также то, как «Спартак» атаковал против «Динамо» и в контрольных матчах, не дают уверенности, что это произойдет. Адаптация к другой роли, через которую Промесу пришлось проходить в первый сезон в «Аяксе», вряд ли возможна в «Спартаке» из-за совершенно другого статуса Куинси для клуба и менее классных партнеров рядом.

Дальше – вообще неизвестность. Конечно, новый тренер не сможет не ориентироваться на индивидуальные качества Промеса, но пока у нас нет ни малейшего намека, кого выберут Леонид Федун, Зарема Салихова и Дмитрий Попов. 

телеграм-канал/твиттер Дорского

телеграм-канал/твиттер Лукомского

В «Спартаке» праздник: представили Промеса под песню Озборна, признались, что трансфер чуть не сорвался

Чем занимался Промес без «Спартака»? Участвовал в рэп-батлах, запустил бизнес и скучал по России

За что мы полюбили Промеса в «Спартаке»

Фото: РПЛ/Александр Ступников/Спартак; globallookpress.com/Jose Miguel Fernandez/ZUMAPRESS.com; East News/Voetbal International, Pro Shots/Sipa USA

Источник: sports.ru/